10. Какие сложности возникают при разграничении нарушений по ст. 10 Закона о защите конкуренции и ст. 9.21 КоАП РФ?

21 декабря 2017, 09:49

При поступлении в антимонопольный орган заявления о нарушении статьи 10 Закона о защите конкуренции, но содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ, указанное обращение подлежит квалификации как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Следует учитывать, что со вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормам статьи 9.21 КоАП РФ был придан специальный характер по отношению к нормам статьи 14.31 КоАП РФ.

Указанный вывод следует из описания диспозиции частей 1 и 2 статьи 14.31 КоАП РФ в действующей редакции, согласно которой административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ, является совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.

Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в ряде своих постановлений указывают на необходимость при квалификации административных правонарушений учитывать приоритет специальных норм Особенной части КоАП РФ перед ее общими нормами (например, пункт 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Таким образом, если действия привлекаемого к ответственности лица отвечают признакам диспозиции статьи 9.21 КоАП, то дело об административном правонарушении надлежит возбуждать и рассматривать по статье 9.21 КоАП РФ, дело о нарушении антимонопольного законодательства, а именно статьи 10 Закона о Защите конкуренции, в таком случае не возбуждается.

Данная позиция изложена в разъяснениях Президиума ФАС России № 7, утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15, подробнее с которыми Вы можете ознакомиться на сайте ФАС России, а также в справочно-правовых системах.

Наверх