11. Как Владимирское УФАС России рассматривает графу в регистрационной форме абонента (договор об оказании услуг связи) о согласии получать рекламную рассылку по сетям электросвязи, в случае несогласия ставится «галочка» – получение данного согласия относится только к рассылкам самого оператора связи или и к рассылкам других лиц тоже?

· Если в графе «не согласен» абонент не поставил отметку, то получается, что абонент согласен на получение рекламных sms. По мнению Владимирского УФАС России, является ли это согласие абонента полученным надлежащим образом?

· Может ли оператор связи приостанавливать оказание услуг связи абоненту, который распространяет рекламные sms, уже при получении запроса УФАС по жалобе на получение рекламных sms от абонента оператора? При этом отдельного заявления от заявителя на прекращение sms-рассылки от номера отправителя не поступает. Как лучше приостановить отказ услуг связи: полностью (голос, sms, интернет) или только в части sms?

21 декабря 2017, 09:52

Договор об оказании услуг связи является публичным договором, существенные условия которого должны быть одинаковыми для потребителей соответствующей категории. При этом в большинстве случаев у потенциального клиента нет объективной возможности каким-либо образом повлиять на условия договора.

Включение обязательного условия о даче согласия на получение рекламы при заключении любого договора, в том числе на оказание услуг связи, противоречит принципу добровольности, на котором строятся гражданские правоотношения.

В случае, когда в договоре содержится графа о согласии получать рассылку по сетям электросвязи, а при несогласии ставится «галочка», у лица, заключившего договор, для отказа от получения рекламных сообщений возникает необходимость совершить минимальное, но всё же дополнительное действие. В то время как согласие на получение рекламы будет связано с бездействием потребителя.

Подобная ситуация прямо противоречит самой цели установленного частью 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» правила предварительного получения согласия абонента и нарушает его право на возможность не соглашаться на распространение ему рекламы именно путем бездействия.

При этом, если данная «галочка» ставится именно при согласии абонента на получение рекламы от рекламораспространителя, такое согласие будет считаться надлежащим.

Необходимо также отметить, что такая «галочка» не может быть проставлена «по умолчанию», т. е. потребитель не должен совершать действие для «снятия» такой «галочки».

Кроме того, на рекламораспространителя возложена обязанность по подвтреждению факта получения согласия на распространение рекламы по сетям электросвязи.

Таким образом, в случае если такая «галочка» ставится потребителем в рамках интернет-формы без последующего подтверждения иными способами (например, по e-mail), такое согласие может быть поставлено под сомнение.

В частности, при добросовестном заявлении гражданина о том, что он такой «галочки» не ставил, велика вероятность признания рекламораспространителя нарушившим закон, так как по сути документальных доказательств получения согласия у распространителя может не быть.

Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Исходя из данной позиции, а также сложившейся практики рассмотрения дел по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе», согласие абонента, полученное при заключении договора (или при совершении иных действий) с одним лицом, распространяет свое действие на рекламные рассылки только этого лица (его объектов рекламирования).

Обязательное требование о прекращении распространения определенному абоненту с определенного номера (от определенного отправителя) рекламы может содержаться исключительно в решении и предписании антимонопольного органа.

Решение вопроса о блокировки телефонного номера, с которого поступила реклама другому абоненту, до момента выдачи предписания антимонопольным органом, может приниматься оператором связи исходя из сложившихся между сторонами гражданско-правовых отношений.

Наверх